Философия времени

В доме у моей бабушке и деда была старая потрепанная книга "философский словарь". Мне безумно нравилось название и сам вид этой книги. Я забрала ее к себе на полку со школьными учебниками. Пыталась читать. Было скучно, неинтересно, непонятно. Выискивала знакомые слова и читала их значение. Нашла слово "время". Обрадовалась. Но ничего не поняла из того, что там было написано. Я ждала чего-то "философско" мудрого, что можно будет вписать в свой девичий дневник, а потом думать глядя на звезды. А наткнулась на строки почти незнакомых слов.
Но почему-то сам факт присутствия на моей полке этой книги, настраивал меня на философский лад. Я любила ее зеленый затертый корешок, желтые страницы. Казалось, что много поколений философов зачитывали ее до дыр. Хотя ни бабушка ни дед обьяснить появление этой книги в доме не могли.
Хотя нет, началось все еще раньше.
Дело было так. Мы с бабушкой ехали в поезде. Дорога дальняя - сутки в пути. Эти дальние путешествия я очень любила, всегда устраивала на верхней полке резиденцию с игрушками, карандашами, книгами. Печалило, когда за час до прибытия нужно было эту резиденцию "сворачивать". А мне казалось, что я могу вечно вот так жить наверху, периодически спускаясь за съестными припасами.
Бабушка отправила меня к проводнику отнести стаканы. Пока я их несла меня осенил вопрос: поезд едет вперед, а я иду "назад", в противоположном направлении. Значит я иду вперед или назад? Поезд быстрее меня. Но я же иду, делаю свои шаги: так я двигаюсь вперед или назад? И вообще, где тогда это "вперед" а где "назад"? я ж иду в свой "вперед" а поезд в свой. И мы сейчас получается, в противоположных направлениях идем. Почему тогда меня не разрывает на две части, я ведь иду одновременно вперед и назад. И где я сейчас? В будущем или прошлом? Туда, где сейчас оказался поезд, или где окажусь я?
Вопросы эти меня так озадачили, что я забыла и про стаканы и про проводника и про саму бабушку. Я ходила туда сюда по вагону и пыталась понять - я иду вперед или назад? Я уже там или еще там? Прошлое или будущее?
Наверное, кто-то вроде Стивена Хокинга или другого гения эти вопросы давно перевел в формулы и все подробно объяснил. Но мне было семь, я только окончила первый класс и никаких формул не знала. Я так разволновалась, что со стаканами вернулась в купе и громко стала все это излагать. Бабушка и наши попутчики слушали меня внимательно. Мужчина, помню, сказал "во дает!". А бабушка сказала "внучка, ты у нас философ!". Клянусь, сказала она это без иронии.
Так что же? Вопрос про поезд мне и поныне кажется неразрешимым. Когда в прошлом году я летела в Аргентину, то не могла спать в самолете от того, что не понимала как так - я сейчас окажусь в дне, который уже прожила сегодня. И где я тогда относительно времен, часов, календарей? В прошлом или будущем? Я знаю, что все это уже открыто, исследована и понятно. Но мне не нужны сейчас объяснения гениев, меня волнует вопрос моего внутреннего времени и пространства. Мое личное "здесь и сейчас" и "там и тогда".
Вопросы времени становятся все более весомыми для меня. Я не верю в это поделенное цифрами и стрелками условное измерение. Я знаю, что оно другое. Но какое именно?
Есть немало работ о времени, из различных областей науки и искусства. Но, ищу свое время. И чем больше ищу, тем больше ощущаю эту ускользающую непостижимость с вектором "вечность", ни потрогать, ни обьяснить логично, только знаешь о ней и всё.

Комментарии

популярные сообщения