Мои двадцать самых-самых. (порядок произвольный)

Мои двадцать  /.../ фильмов. Не знаю что вставить - любимых, важных, запомнившимся, перевернувших мою жизнь (ну или хотя бы взгляды на нее). Со временем я поняла что любимые это не всегда важные, решающие не всегда те, что хочется пересматривать...
Поэтому здесь просто моя двадцатка на сегодня, на 2018 год.


Я люблю кино. Кино давно стало большой и важной частью моей жизни. Я далека от кинокритики и разбора полетов игры актеров или режиссерских приемов - в этом я дилетант. Помню как будучи студенткой, на парах литературоведения, когда мы проходили что-то про критику я "претворилась тупой". Мне сложно с критикой - тут нужно такое погружение во все сразу... А у меня, эмоции, интуиции, предчувствия и чувства, ощущения и мороз по коже. А еще мысли, бессонные ночи, вдохновения, полеты. Вот то, что я получаю от кино. Вот мои главные "критики". А потому, просто для себя, чтобы спустя время, пересмотреть и изменить, дополнить, вычеркнуть, удивиться, порадоваться.
Первые пять. Порядок произвольный, так как все эти фильмы любимы в равной степени. 
"Мужчина и женщина" (1966-1986) . Этот фильм и в 16 и в 36 и, уверена, в 56 и далее. Я в него влюблена. Влюблена в музыку, актеров, в историю этого фильма. Разочарованный в себе, "неудачник" в глазах других, Клод Лелуш, без денег и веры в себя едет в Довилль и буквально "на коленках" снимает фильм, равных которому нет. Есть много других прекрасных фильмов, но "мужчина и женщина" ни на что не похож, неподражаем, необычен, неповторим...  Это фильм о любви. О настоящей любви. Любви женщины к погибшему мужу, мужчине к умершей жене. И... мужчине к женщине, а женщине к мужчине. Диалоги, жесты, мимика, смех, глаза, руки... Дети,  побережье, стихия, дождь, море... Черно-белые кадры, цветные кадры... К концу фильма вдруг ощущаешь всем - телом, душой, сердцем, духом, умом, сутью своей - этот фильм говорит о любви. А значит - он вечный.
     И тут же о второй части. спустя двадцать лет. Тот крайне редкий случай, когда "двадцать лет спустя" не разочаровывает, а радует и радует. Здесь сюжет уже более замысловат и запутан, но главные все равно остаются они - МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА. Рядом, пример больной "любви", зависимости, где главное - обладать, иметь, подчинять. И метафора такова - любовная зависимость - смертельная болезнь. А оказавшиеся в пустыне люди, чем-то напомнили "Маленького принца" и  пустыню в душе, если в ней не живет любовь. Ну и еще много- много-много образов, метафор, символов и всего-всего. 
"Небо. Самолет. Девушка" (2002)
Я не люблю ремейки, но бывает так, что новое оказывается лучше забытого старого. Я бесконечно люблю Ренату Литвинову. Люблю ее как режиссера, сценариста, актрису. В этом фильме она актриса, исполнительница главной роли. Для тех, кто любит творчество Ренаты, этот фильм праздник. Потому что в нем, Литвинова не играет вовсе. Она просто есть. Она позволяет себе быть, жить, переживать. Она настоящая, искренняя, честная. Дмитрий Орлов, на мой взгляд, там также не играет, а просто разрешает себе быть собой на весь мир телезрителей. А потому и переживания за них тоже такие реальные: хоть бы получилось6 хоть бы срослось, хоть бы вытерпели друг друга, смирились... 
   Девушка, которая не разрешает себе любить и вдруг влюбляется. Мужчина, который не позволяет себе любить, так как рана от потерь еще кровоточит, вдруг тоже влюбляется в "нее, в длинноногую красавицу, стюардессу". А потом ей снится сон, что она рожает рыб. И очень удивляется, ведь не жарить же их... В народе говорят, что рыба снится к беременности, а значит к рождению новой жизни. Лара рождает людей, давая им шанс для "второй" жизни. Лара любит Небо. 
"Полночь  в Париже" (2011) 
Во-первых, Париж. Во-вторых, 20-е годы прошлого века. В-третьих, Хемингуэй, Фитцджеральд, Стайн, Дали, Пикассо и праздник, который всегда с тобой ...
А если серьезно и кратко, то в красивой, красочной обертке, фильм о призвании, о нахождении себя, своего, своих... о том, как важно в жизни найти себя, найти своё, найти своих. Меня этот фильм вдохновляет. Я знаю людей, которым он помогал подняться с самого дна. 
Главному герою невеста говорит, что у него, возможно, рак мозга если по ночам он беседует с Хемингуэем, а оказывается, что все дело в том, что рядом не твой человек. А когда рядом твой человек, то все возможно. И встречаться с Папой, и мирить Скотта с Зельдой, и слушать Коула Портера, и знакомиться с Бунюэлем, и любить дождливую и ясную полночь в Париже. 
И да, роман Хемингуэя "Праздник который всегда с тобой" - один из самых любимых. И я буквально счастлива, что появился человек дерзнувший его отчасти воспроизвести в кино, вплести в сюжет, создать атмосферу того самого Парижа, который Праздник.
И юмор, много тонкого юмора. 
 "Вам и не снилось" (1981)
   
Фильм заученный наизусть. Я рада, что смогла любовь к этому фильму передать детям - мне важно, чтобы кроме суровой реальности за окном, был у них какой-то высокий образ того, какими могут быть отношения. С одной стороны, конечно не уйти от сходства с шекспировской драмой о самой печальной повести на свете: враждующие родители, любовь юноши и девушки, и  даже имя у главного героя - Рома. Но вот то, что на месте Джульетты, оказалась девочка Катя, наверное и изменило судьбу героев. Ну и конечно еще то, что Рома в это фильме - однолюб, а не избалованный юноша меняющий невест, как веронский Ромео. И в Кате нет того излишнего драматизма, а есть чувство юмора и легкость. И да, вражда родителей не совсем вражда, а не свершившаяся когда-то любовь. 
   Много лет я широко открыв глаза смотрела этот фильм, и скучала только в тех местах где зачем-то показывают "старую деву с котом" (она сама себя так назвала), учительницу Танечку и ее "ухажера". Ну, думаю, к чему тут эти двое, несчастных? Пока мое внимание не обратили на то, что в образе Танечки и доктора - двое не отвоевавшие некогда свою любовь, предавшие и забывшие ее. Вот и видим мы двух стареющих детей, не умеющих ни любить ни быть любимыми... 
p.s. Несмотря на то что фильм я знаю реплику за репликой наизусть, а на последних кадрах все равно сжимаюсь и боюсь, что произойдет непоправимое.
"Оскар и Розовая Дама" моноспектакль Алисы Фрейндлих (2004)
    
Ни книга, ни фильм, ни другие постановки, а именно этот спектакль. Я искренне считаю, что Алиса Бруновна своим проживанием всех ролей, внесла туда свои смыслы, акценты, чувства. Это настолько обогатило историю про мальчика болеющего раком, что лично для меня, блекнут после этого книга и фильм. Столько евангельских смыслов, столько мудрости и философии простым языком, будничными ситуациями, диалогами между вовсе не философами, а простыми людьми, которые вынуждены смотреть смерти в лицо. Эта история не только о неизлечимой болезни, точнее эта история вовсе не о ней. А история о вечной жизни, о любви, о том, что нельзя добавить дней к жизни, но в наших силах добавить жизни к дням. И о том, что "живем один раз, но каждый день". Много лет я приносила этот спектакль для просмотра с волонтерами-новобранцами. И каждый раз это была настоящая фильмотерапия, с глубоким погружением. "Когда смерть близка, жизни можно не бояться". Этот спектакль поможет побыть рядом со смертью, с целью оживиться и ощутить насколько много жизни может быть в нас.

продолжение следует...



Комментарии

популярные сообщения