Сон о невроз номер 1454. Невроз во сне. Сон невротика.

   Часто люди меня спрашивают что такое невроз. Объяснить так чтобы не грузить определениями психологов и психиатров - непросто. Да и вообще я в таком деле люблю метафоры: зачем человека лишний раз пугать терминами и диагнозами? А я ж сны люблю. Ну и словно по заказу снится мне сегодня сон невротика. Точнее, самый настоящий невроз во сне. Дедушку Зигмунда на помощь с его толкованиями не зову, а вот мозг свой искренне благодарю за наводку.
   Итак, снится мне какой-то опрос (почти как допрос) во время которого некий уважаемый грозно спрашивает название моей любимой книги. И спрашивает так будто это вопрос жизни и смерти.
  Первая часть. "Если я скажу ему правду, он будет смеяться... Нет, он меня накажет. Точно накажет. Потому что это книга немодная, и потому что стыдно чтобы она нравилась. Да и может быть она мне не нравится? Как она вообще могла мне нравится? Думаю, что лучше всего назвать вот эту (пытаюсь по взгляду уважаемого угадать, какая книга мне "нравится").  
Называю. Он записывает. Собирается уходить.
Вторая часть. "Что же я наделала. Он увидел что я соврала. Но с другой стороны эта книга мне тоже нравится. Да и как он докажет? Но может лучше назвать ту? Как же автора звать и как книга называется? И что все-таки на самом деле я люблю?"
   Я забыла напрочь имя автора и название своей с детства любимой книги. Будто предала и книгу и себя. Пытаюсь вспомнить. Ужасно обидно и горько от того что забыла то, что знала всю жизнь. Пытаюсь искать в каких-то справочниках. Руки дрожат и нужную страницу я все время пролистываю. А время тикает. Не знаю о чем оно тикает, но тревога невероятная, потому что я куда-то смертельно опаздываю (вечный спутник невротика). Наконец меня осеняет и я вспоминаю имя автора и название книги. Оглядываюсь по сторонам, а моего экзаменатора нигде нет. 
   Третья часть. Я пытаюсь бежать чтобы найти. Классика сновидений (и неврозов): ноги ватные, не могу сдвинуться с места, дорога кажется бесконечной, куда бежать неведомо. А в голове я все повторяю имя автора и название книги. Я полна раскаяния, что сказала неправду. Меня угнетает чувство вины перед любимой с детства книгой и перед собой. Я плачу так будто произошло непоправимое. Путь сужается в одну точку и заплаканными глазами я вижу, что нахожусь в тупике. Просыпаюсь.
  Раскол между тем что хочу, делаю, говорю, думаю, желаю хотеть  и тем что есть - собственно и есть невроз. По сути жизнь наша невротична, расколота. Мы хотим счастья, а оно достается нам кусками, обломками. Целостной жизнь была наверное когда-то в раю. 
   Примеры личностей целостных, как антипод невротиков, это примеры людей которые следуют за собой и остаются верными себе до конца, даже до смерти если нужно. В общем-то честность с собой и с другими это и есть отсутствие невроза. И даже если чувства, желание, мысли, поступки не могут сойтись в одной точке, человек стремящийся к целостности отдает себе в этом отчет и признается честно. У целостного человека нет необходимости отрицать свое желание если оно несбыточно, или отрицать свое чувство если оно "неподходяще". Ему не нужно говорить себе "я люблю" если на самом деле "ненавижу", и говорить себе "мне здесь нравится",  там, где хочется хлопнуть дверью. Невротик будет искать ходы, чтобы обмануть самого себя, убедить себя, что "эта книга нелюбимая, а любимая другая". На эти самообманы тратится много сил, а остаток уходит на то, чтобы убедить в этом других. В любом случае, невротика ждут "острые" переживания, которые добавят перца - чувство вины, стыда, проигрывание ситуаций, приписывании другим каких-то мыслей и чувств, сожаление, постоянный бег по кругу, убегание, сбегание, и... отсутствие настоящей жизни. Если представить, что во сне я целостна и подлинна, то дело бы обстояло так. Выдержав допрос и грозный взгляд экзаменатора я спокойно и твердо говорю автора и название книги. И соответственно имею мужество выдержать то, что за этим последует, например, насмешки или осуждение, критику и приговор. Я остаюсь собой и это является одновременно и опасностью и выходом из нее. Это становится подлинной, настоящей жизнью. Сновидения это иносказательность. А на месте книги в жизни может быть что угодно. От такой мелочи как любимое мороженное до вопроса ценности и смысла, предательства и верности, любви и отречения. Может быть об этом про неверность и верность в малом... 
    Поэтому с радостью сообщаю не-новость - мы все невротики. Потому что быть абсолютно и стопроцентно целостным собой это скорее задача в жизни нежели исходные данные. Разница в том, что кто-то отдает свою жизнь на постоянное нанесение марафетов и развешивание "бантиков", чтобы никто не догадался что там на самом деле. Другие отваживаются на ремонт и неудобства, чтобы построить дом на твердой почве. 
Желаю всем приятных неврозов снов и скорейшего выздоровления!
 А я буду ждать может мне психоз присниться? Или еще что-нибудь похлеще? Люблю свои сны.
P.S. Не удержусь от "лечения". У невротика есть собственно два пути: путь в пограничное состояние и далее в психоз, или путь к себе, к целостному Я. Многое предстоит на этом пути. Всего даже не надеюсь описать, об этом собрания сочинений и тома изданы. Но здесь два слова о важности того, чтобы на этом пути повстречался человек, рядом с которым ты можешь себе позволить роскошь быть собой, который говорит тебе настоящее ТЫ (Бубер в помощь), который любит тебя и не стремится изменить. Рядом с ним можно начать делать первые попытки оставаться собой, а его присутствие будет добавлять сил. 

Комментарии

популярные сообщения