гора Олимп и как на нее не попасть

   Принято думать, что психолог это обладатель прижизненной святости, счастья и благополучия. Если всего этого и даже больше, у психолога нет, то про такого говорят - ну и что это за психолог? 
Психолог должен:
* любить родителей взаимно и надежно
* быть женатым/замужем к положенному сроку
* быть счастливым со своим супругом (супругой)
* иметь воспитанных, умных детей, обучающихся в лучшей школе (Вузе) или работающих на престижной работе
* не иметь права болеть (тем более онкологией, псориазом, рассеянным склерозом, и другими аутоимунными заболеваниями)
*  быть обеспеченным, модным, красивым
* не иметь никаких зависимостей, вредных привычек и недостатков
* не иметь нарушений сна, питания и всего остального
* знать ответы на все вопросы


Сидит такой небожитель, в виде Афродиты или  Аполлона на своем Олимпе в кресле и принимает "страждущих". А страждущие кто? Обычные люди. Эта не может никак замуж выйти, этот - сохранить брак, у этих - сын наркоман, а этот никак на работу не устроится. И идут страждущие на поклон прием и чувствуют как далеки боги психологи от них.
Такая идеализация психолога и того, что у него должно быть и как он должен жить, терапевтичными быть не могу априори. Пользы от таких консультаций столько же сколько было пользы простым смертным от языческих богов, безупречных по форме и ничтожных по сути. 
   Психологам известен мотив о раненом целителе. Наиболее полно эту идею передал психотерапевт прошлого века Ролло Мэй. Именно он вспомнил греческий миф о Хироне - раненом целителе, который обречен вечно страдать поскольку бессмертен и при этом смертельно ранен. В поисках того, как уменьшить свою боль и как жить со смертельной раной вечно, он стал лучше разбираться в том, что, собственно, такое боль, и к нему стали приходить люди. Он и воспитал Асклепия (у римлян - Эскулапа) - бога медицины.
   Психолог этот тот, кто максимально честно и критично умеет видеть себя. Это дает ему возможность быть в себе, и одновременно с этим понимать людей. Психолог не обязан быть безупречным и святым, но он обязан видеть то, что мешает ему стать лучше, подлиннее. Это знание поможет ему в настоящем Диалоге с другим. 
   Но увы, чаще картина иная. Психология становится модной. А ее атрибуты желательны и желанны. Поскольку я имею прямое отношение к обучению и становлению будущих психотерапевтов, то вижу насколько тяжело дается честность с собой. Куда проще потратить силы и деньги, взобраться на Олимп и оттуда, издалека быть богом - умным, безупречным, сочувствующим. При этом, чтобы создать красивую картинку, спускаться к просителям, похлопывать по плечу, и улыбаться "я ж такой же как и вы, я вас понимаю"...
   Среди слушателей института, где я преподаю, конечно же есть и те, которые на Олимп не хотят. Я каждый раз поражаюсь их честности и беспощадности к себе.  Чего только стоит такое признание: "ко мне ходит клиентка у контрой созависимые отношения с мужем. Она тонет в них. А чем могу помочь я, если сама только начинаю отходить от такого же ада?".  Или - "могу ли я работать с зависимыми людьми, если много лет употреблял?". Или "я нашел себя и свое призвание на пятом десятке лет. Ко мне идут люди с вопросами о самореализации. Они же думают, что я в этом силен, но знали бы они как я до сих пор не верю самому себе что занимаюсь в конце концов тем, что люблю". 
Я знаю, что эти помочь смогут. Хотя бы тем, что честно об этом говорят, не надевают нимбы на головы и в любом случае, проделывают свой путь, продвигаясь медленно, но уверенно, отслеживая все сложности своего пути. Я восхищаюсь этой честностью и этой силой, которая в немощи свершается. Я верю в таких психологов. Психологами не рождаются, ими становятся. 
     Меня очень задевает статья, разлетевшаяся по интернету о том, что сын Бенджамина Спока - автора многочисленных книг по воспитанию детей - покончил собой, а Дейл Карнеги - автор книг о том, как приобретать друзей - умер в одиночестве. Вспоминаю одного своего коллегу у которого сын покончил собой из-за несчастной любви в свои 19 лет. Из психотерапевта у которого в расписании не было свободных окон, он превратился в "собаку", которую каждый пытался пнуть. Кроме горя, которое он пытался пережить как отец, ему приходилось переживать отвержение и беспощадность людей. Окружающие вели себя так будто бы действия наших ближних в нашей власти, или кто-то из нас застрахован от такой страшной беды. Еще вспоминаю психотерапевта, который заболел онкологией. Трудно себе даже представить как съедало его то, что все вокруг поговаривали, что психологу не годится болеть раком, ведь рак это психосоматика. Кроме того, что много сил уходило на борьбу с болезнью, он угасал от того, что не справлялся с осуждением людей, особенно тех, в кого еще совсем недавно вкладывал свою душу.
  Увы, таких случаев много. Жизнь психолога рассматривается под увеличительным стеклом, и каждая трещина или изъян словно успокаивают других "ну слава Богу, а то мы уж подумали, что  он что-то знает о жизни. Нет не знает, вон у него что творится".  

    Все думала, что же мне это напоминает? Вспомнила. Достоевский это описал давным давно  в "Братьях Карамазовых". Помните о том, как после смерти старца Зосимы, в то время как все ждали прославления его как святого, от того в
озьми да и пойди "запах". И как испугались те, кто еще недавно почитал его за святого, отшатнулись от умершего как от прокаженного: святой и воняет, быть такого не может, значит не святой. 
Все это старо и вместе с тем актуально. Христу тоже кричали - сойди с креста, если ты сын Божий. 
   Давайте оставим и Спока и Карнеги в покое. И всех психологов которые болеют, страдают, не так воспитывают детей или не могут их родить,  не могут жениться или разводятся. Оставим их жить свою жизнь. Небезупречную, не лубочную и не олимпийскую.  А себе будем искать специалиста не по уровню его очков в "карме", а того от которого ощущаем понимание, принятие и желание помочь. Пусть рядом с каждым кому нужен психолог, окажется тот человек, который немного дальше продвинулся в решении своих трудностей и этими тропами уже ходил. А не бог, летающий на локоть от земли. 
Как говорится, у каждого из нас есть свой гуру, но не дай Бог, нам с ним встретиться. Будем идти каждый своим путем и хватит с нас. А если рядом оказался попутчик, знающий местность - то скажем ему спасибо и не будем анатомировать его небезупречную жизнь. 

Комментарии

популярные сообщения