Не сон, а явь про одиноких людей на улицах города

   
Я не люблю фотографироваться. И не умею. Когда меня фотографируют "случайно" - это пережить можно. Но вот если нужно "повернитесь, улыбнитесь" - то дело труба. После того как мы обе мужественно выдержали меня, столбенеющую перед камерой, мы пришли с Леной в кафе. Горячий чай и ароматный кофе сняли напряжение, мы стали просто говорить. Потом Лена снова достала эту штуку и нацелилась в меня. Я сидела у окна и выдавливала из себя улыбку. Не потому что мне жалко улыбнуться, а потому что я ж фотографироваться не люблю. И не умею.  В это время за окном, проходила женщина. Она внимательно посмотрела на нас, даже шаг замедлила. Я улыбнулась ей, искренне. 

    Через две минуты она сидела за соседним столиком. Я сидела к ней спиной, и "спинным мозгом" чувствовала, что она слушает нашу беседу, ловит каждое слово. Говорили мы довольно громко и оживленно о чем-то интересном, но не тайном. В какой-то момент женщина повернулась к нам и "через" мою спину вклинилась в наш разговор, задавая вопросы. Было видно что ей, вероятно, на самом деле интересно то, что она спрашивает. Но гораздо больше было видно, что она просто хочет поговорить. О чем угодно, с кем угодно, кто готов ей ответить. Я села  вполоборота, чтобы не быть к ней спиной, а Лена отвечала на ее вопросы. 
   Мимика, взгляд, речь женщины выдавали реальную картину. Так выглядят люди находящиеся в депрессии (сейчас не о плохом настроении, а  о том депрессивном расстройстве которое лечится антидепрессантами). Знакомое состояние: я часто видела эту надрывность, этот "выход из себя", эту попытку быть "как все", в клинике пограничных расстройств во время стажировок. Это состояние заставляет человека искать способ "нормально" функционировать, говорить с людьми, идти в люди... Но присмотревшись, видишь сколько в этом нарочитости, боли, усталости, "последних сил". Диалог женщины и Лены закончился. Социально приемлемый минимум исчерпан. Не скажешь же прямо - "Вам одиноко?". И она тоже не скажет прямо - "Мне так одиноко, что я слоняюсь по улицам и заглядываю в лица людей, и ищу тех, кто хотя бы взглядом улыбнется, увидит что я есть, что я не призрак, не пустое место". 
  Я продолжала "спинным мозгом" чувствовать, что женщина по прежнему слушает нашу беседу, но видимо ее способности и силы поддержать диалог закончились. Это ее "подслушивание" не злило, не расстраивало. Оно давало надежду. Глупо наверное, но вдруг ей хоть немного стало легче? Легче от того, что на ее вопросы серьезно ответили, что с ней хоть немножко поговорили!Женщина незаметно ушла. Через пару минут на ее месте уже сидела компания шумных туристов. 
   Сколько нас таких одиноких, больных, ненужных самим себе бродит по улицам города, всматриваясь в лица прохожих, ища в них хоть какое-то отражение самих себя?..

Комментарии

популярные сообщения