Уснуть и не проснуться... сон номер 145...

 
Я писала о бессоннице. О том, что она случается практически с каждым, хотя бы раз в жизни. Бессонницы бывают разные. От любви, перевозбуждения, волнения, накануне чего-то или после, во время болезни, стресса, развода, ухода, поиска смысла жизни... Это  труднее чем даже самые тяжелые или кошмарные сны. Потому что здоровый сон нужен и важен. Ведь именно на фоне хронической бессонницы могут развиваться депрессии: человек не может ни спать ни бодрствовать. Это вещи очевидные. О кошмарах я все собираюсь написать, но они бывают такие кошмарные что духу не хватает, нужно подготовиться. Но вот есть кое-что пострашнее всего этого. 

  Страшнее всего когда не хочется просыпаться по утрам. Когда утро - солнечное, хмурое, снежное, ветреное, да любое,  - приносит только дополнительную тяжесть и желание чтобы снова наступила ночь. И главное не вздумать себя уговаривать, что все будет хорошо, или что все итак хорошо. Потому что тогда, сверху, крышкой гроба ляжет еще и чувство вины. 
  Утро, рассвет -  это каждодневная метафора начала жизни, сотворения мира, рождения. Такая улыбка Бога, Его нам ежедневный подарок. Он нам будто показывает, как сотворил Небо и Землю и все живое на ней. По идее, в любую погоду, в любое время года, будь мы без греха и болезни, утро приносило бы силы, радость и призыв жить, жить вечно. Но это могло бы быть в каком-то идеальном мире, где все святы, чисты, прекрасны и бесконечны. А в реальности утро может наваливаться, врываться, отбирать силы, опускать на самое дно отчаяния. Не будет радовать ни солнце, ни земля, ни дождь, ни снег, ни улыбки родных или теплые слова. В общем то это нужно хотя бы однажды пережить каждому. И прочь все эти псевдопозитивные штучки типа "не думать о плохом", "думать только о хорошем, чтобы себя  на лучшее программировать", "жизнь прекрасна всегда и за все Ура и слава Богу!". В этом есть здоровое желание жить счастливо и много лжи одновременно. Потому что жизнь очень разная. А до "за всё слава Богу" нужно докарабкаться еще, доползти, через тернии, через многие тернии. Мне повезло, я знаю таких людей у которых это "за всё" истинное и настоящее. И через какие коридоры душевного ада они прошли, одному Богу известно, потому что об этом не кричат на каждом перекрестке. Для меня такие люди практически святы. От остальных я многократно слышала это "за всё" и звучало это как присказка, как лживая мантра, языческий слоган.
   Пожалуй каждому реально живому человеку, честному с собой человеку, случалось пережить это ощущение дна именно утром, прекрасным утром нового дня. И это страшно. Страшнее любых кошмаров. 

***
    Случай из клиники в Вильнюсе, отделение доктора Алексейчика. 
На одной из групп пациенты обсуждали свои проблемы со сном. В основном всех изнуряет бессонница, недосыпание. Одна из пациенток с диагнозом тяжелой формы депрессии привычно молчит. Взгляд неподвижен. На группы ее ходить заставляют принудительно. Остальное время она проводит или в постели, или обходя сотни раз здание отделения. Она ни с кем не говорит, ни на что не жалуется, не плачет. Ее депрессия молчит. В какой-то момент она громким шепотом (так бывает, да) кричит на всю группу:
- Я, я не хочу больше просыпаться по утрам. Как вы жалуетесь что не можете уснуть? Я хочу не проснуться больше. - и трясется в безмолвном рыдании, без слез, без всхлипов. 
Это было настолько страшно, крик этот был таким отчаянным, что о своей бессоннице все сразу замолчали. 

***
   Ну а я не могу без классиков. Не помню где именно прочла, но помню что у Тургенева. Надеюсь не ошибаюсь. Цитата не дословная. 
"- Помните вы мне говорили о крыльях? Так вот крылья выросли, да лететь некуда". 
Во снах мы летаем, бежим, убегаем, парим, ходим, прыгаем, убиваем, умираем, говорим, встречаем кого-то... Это все часть нашей жизни, хотя и очень непонятная нам. А из понятного есть вот это. Очень страшно когда утром больше лететь некуда...
Поиск смысла, своего уникального смысла - это самое сложное из всех видов творчества и созидания. Тут же не оценит никто, не похвалит, не заплатит и не прославит. Это каждодневный труд во имя себя.
На мой взгляд сложнейший из всех трудов это как раз не отращивать крылья, а уже имея их, искать куда лететь.

Комментарии

  1. да, я помню два таких утра. одно - первое января две тысячи восьмого года. после новогодней ночи, во время которой состоялся решающий разговор, и я поняла, что меня бросают. а утро было чудесное - впервые за две или три недели вышло солнце, такое редкое у нас на севере, все сверкало, умиротворялось тишиной... я открыла глаза, мигом вспомнила всё и подумала - да лучше бы я не просыпалась.

    второе утро было ещё более чудесным! это был день вербного воскресенья, весна, уже первая зелень, солнце. а как было холодно и страшно внутри, ужас...
    ну... всё понятно теперь-то, первая любовь, первое расставание...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да,переживший такие утра, знает цену многим вещам. не зря ж за одного битого двух небитых дают...

      Удалить
  2. Мне очень отозвались в душе слова что крылья есть а лететь некуда. И каждое утро и и есть поиск смысла. Пусть маленького, ежедневного а не глобального на всю жизнь. Каждый день это как маленькая жизнь в потоке большой жизни. Вот она сложность. А каждый день имеет свой смысл и свой сенс. Прочитав я понял, что хочу научиться жить не только большой жизнью, но и маленькой, каждодневной, каждое утро чтобы был смысл именно для этого дня.ю, единственного и неповторимого.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

популярные сообщения