Не сон номер 1455. Бессонница

Бывают ночи когда мне сны не снятся. Это те ночи когда я не сплю. К счастью у меня нет внешних причин для отсутствия сна (никаких ночных смен, ночных кормлений, смены часовых поясов, и тп). Но к моему огорчению есть какие-то внутренние причины для того, чтобы я иногда не спала. Как бы не старалась я выработать философское отношение к бессоннице, я все равно очень расстраиваюсь когда не могу уснуть. Конечно, я бы хотела как киношные гении не спать ночью ради того чтобы творить, изобретать, размышлять о жизни или смотреть на звёзды. Но, увы, как большинство людей, я ворочаюсь в постели, считаю время до "пробуждения" и пытаюсь отогнать мысль о том, что завтра меня ждет тяжкий день. Хотя я довольно неплохо преуспела в этом вопросе. Иногда я могу просто лежать или читать, а наутро быть живой, здоровой и практически адекватной. 


Для меня удивительным было узнать, что от бессонницы страдает около трети населения планеты, две трети населения имеют какие-либо проблемы со сном, не ярко выраженные или нечастые, и (!) практически сто процентов населения имеет опыт бессонной ночи или нарушения сна. Бессонница бывает разная. Одни не могут уснуть. Другие просыпаются спустя короткое время и также не могут уснуть, третьи спят поверхностным сном который не приносит облегчения и отдыха, кого-то мучают кошмары или храп (свой или чужой), кто-то просыпается каждые полчаса... Одним словом, многие могут поделиться опытом нарушений сна. Тревожным это становится тогда, когда  нарушение сна становится привычным, а одна мысль о ночи внушает ужас и страх. Таких людей тоже немало. 
   
Помню как поразило меня то, что девять из десяти пациентов отделения психотерапии в клинике психического здоровья в Вильнюсе (где я прохожу стажировки) страдают нарушениями сна. Собственно именно сон является один из важнейших диагностик состояния пациента. Очень запомнился один случай, родом из стажировок в Литве. 
У одного пациента, который как раз попал в клинику по причине отсутствия сна, спросили, когда он представлялся в группе:
- Какие у вас трудности?
- Не сплю (далее он рассказывает о том, как у него началась проблема со сном и как ухудшилось качество жизни)
- А какая-то проблема в жизни есть еще кроме сна?
- Нет, только сон.
Даже бывалые пациенты клиники изумились
- Ну может есть проблемы на работе, или в семье, или может личная боль? – спрашивали участники группы.
 - Нет только сон, только то что не могу спать, - отвечал сонный на вид мужчина.
   Бывает ли так, чтобы у человека не было никаких проблем, задач и трудностей? Мне вдруг подумалось о том, что возможно человек не спит ночью, потому душа его спит днем? А ночью, когда сгущаются все краски и душа становится чувствительнее, она просыпается. Или возможно, отсутствие сна, дает сигнал к тому чтобы обратить внимание на что-то в себе или в своей жизни? Можно долго думать и гадать, но для меня стало важным слушать то, как именно человек жалуется на свой сон. Часто он выдает себя словами.
«Ночью, меня будто что-то будит, и я больше не могу уснуть»
«Не могу найти себе места, верчусь-кручусь, а уснуть никак не выходит»
«Стоит только лечь в постель и появляется страх, что не усну. И этот страх не дает спать»
«Я как медведь. Если на работе проблемы, то спать могу порой до пятнадцати часов в своей берлоге. Жду когда пройдет само собой и можно будет вернуться к работе»
«Я ночью иногда не понимаю сплю или нет, вроде бы и сон снится, но понимаю что не сплю. А потом так же и днем: все делаю машинально, как во сне»
«Стоит только подумать об этом (о своей проблеме) и сна как и не было, становлюсь пленником своей проблемы»
«Мне бы такую таблетку, чтобы просто выключить себя на ночь. Иначе сам себе покоя не даю».
Это дословные фразы людей, которые жаловались на трудности связанные со сном. И возможно я ошибаюсь, но  в самих этих жалобах слышится подсказка, путь к налаживанию своего душевного состояния. Большинство моих клиентов также жалуются на нарушения сна. Это неудивительно, человек обращается к психологу в трудный для него период, и многое выходит из под контроля и меняется. Бывают бессонницы ситуативные, от стресса, страданий, перевозбуждения, в канун важных событий или после них, во время кризиса или болезни. Это нужно просто пережить с пониманием относясь к своему организму: трудно ему спать и видеть сны. Тогода хотя бы обеспечить себе какой-то возможный отдых, прислушиваясь к себе как именно это можно сделать.  
P.S. "Полночь В Париже" один из моих самых любимых фильмов. Самое важное с героем происходило в то время когда все спали. Непонимающая его невеста думает что же с ее женихом - опухоль мозга или психическое расстройство? Но главный герой нам симпатичен, и благодаря бессонным ночам он в корне меняет свою жизнь и находит себя. 

Это натолкнуло меня однажды на мысль о том, что все поэты и художники, музыканты и писатели, любят восхвалять красоту ночи: ночное небо, звезды, звуки, запахи, Луна... Вот я и подумала, кто вообще сказал что именно ночью нужно спать? И почему 8-9 часов? конечно чтобы человек был социально удобен, то он должен быть как все. Но может быть другой взгляд на сон и ночь поможет снять излишнее напряжение тем, для кого тема актуальна. В любом случае я люблю спать крепко и сладко, люблю когда засыпаю быстро и просыпаюсь отдохнувшей. А еще очень люблю сны. Те самые, что тоже часть жизни, как ни крути. 

Комментарии

популярные сообщения