Он выбрал Путь


Между нами два века и больше полутора тысяч километров. Я сижу на диване, пью чай и читаю его книгу. Она раздобыта с большим трудом у знакомых букинистов.

Это потом, спустя годы после нашего знакомства, им станут интересоваться, будут переиздавать его труды, переводить то, что не было переведено ранее. А тогда, в тот первый вечер, я сидела счастливая со своим трофеем и не замечала, как остывает чай. Так сквозь годы и расстояния мы встретились: я и Сёрен Кьеркегор.


О Кьеркегоре, его жизни, трудах, философии говорят и пишут разное. Многие его не понимают и даже осуждают: жил странно, писал путано. Но мне кажется, что это нормально, когда к мыслителю относятся неоднозначно. Ведь, выражаясь словами одного из классиков, когда о человеке говорят слишком много хорошего, ненароком задумаешься — не сволочь ли он?

Кьеркегор — скорее писатель и мыслитель, чем академический философ. Часто он весьма нелестно высказывался о философии с ее извечными спорами, однако в своем творчестве ему удалось поднять те вопросы, ответов на которые обычно ждут именно от философов. Предмет его исследований не мир и его устройство, а непосредственно человек, его выбор пути и все разнообразие жизненных коллизий. Кьеркегор неоднозначен и противоречив. Всю свою жизнь он посвятил поиску. Поиску не сухих и умозрительных идей, а ответов на вопросы, которые съедали его душу.

Об этом человеке не хочется писать ни пафосно, ни трафаретно. Хочется просто пройтись по улицам Копенгагена и подсмотреть за ним — услышать, как дождливыми вечерами он ведет бесконечные диалоги сам с собой, как нервно скрипит перо в его руке, как испариной покрывается лоб и давно позабыт остывший ужин. Хочется услышать, о чем просит он Всевышнего, что вопрошает и чем успокаивает душу в моменты одиночества и отчаяния...
Проклятие

Вечерний Копенгаген начала XIX столетия... Отец что-то тихо рассказывает сыну. Это не сказка, но что же? Что так повлияло на отношения между родителем и ребенком, что снова и снова Кьеркегор будет возвращаться к теме своего сыновства. К этой истории обращаются все, кого интересует жизнь и творчество датского философа. Стоит коротко коснуться этой тайны отношений между отцом и сыном. 

Отец Кьеркегора в 11-летнем возрасте, изнуренный нищетой и тяжелой работой, окоченевший от холода, в порыве отчаяния проклинает Бога за свою участь. После этого странным образом жизнь его меняется. Материальное благополучие словно преследует его теперь. Уже в молодом возрасте он становится богатым человеком. Пройдут годы, и его дом будут посещать даже члены королевской семьи.

Сёрен родился, когда отцу было 56, а матери 45. Именно с момента появления на свет младшего сына Кьеркегор-отец начинает думать о том, что пришло время платить по счетам и кара за детское проклятие, выкрикнутое в отчаянии, неминуемо должна настигнуть теперь. Один за другим умирают пятеро его старших детей и жена. В ужасе отец Кьеркегора ищет спасения в религии, в фанатичном исполнении законов, пытаясь найти в этом облегчение для души, давая прибежище своим страхам. Зная все это, нетрудно догадаться, какие «сказки» рассказывает своему сыну престарелый отец, одержимый идеями о возмездии.

Кьеркегора-младшего относят к религиозным мыслителям — религия и вера заняли центральное место в жизни и трудах этого человека. Но это произойдет позже — после того, как он познает мир и сделает стремительный и одновременно мучительно сложный «прыжок веры», о котором он не раз будет писать. А маленьким мальчиком он сидит у окна и с завистью смотрит на бегающих по улице детей.

Отец сажает его к себе на плечи и, путешествуя по дому, рассказывает сыну о христианских святынях и «проводит» его по апостольским местам. Так еще в детстве Сёрен много узнал о христианстве, но через призму отеческой паранойи и навязчивых страхов. Отец, съедаемый чувством вины перед Богом и страхом возмездия, становится практически душевно больным человеком. Но именно он и составляет все окружение своего сына: собеседник, воспитатель, товарищ по играм, родитель.

По велению отца юноша был зачислен студентом на теологический факультет Копенгагенского университета. В переди у него блестящая к арьера пастора Протестантской церкви Дании. Но окончив теологический факультет, юный Кьеркегор вступает в полемику с Церковью, точнее с епископами, которые все еще видят в Сёрене своего восприемника.

«Ищите женщину»

Муза, любовь, боль, несбывшаяся мечта Сёрена Кьеркегора — Регина Ольсен. Они познакомились, когда ей было четырнадцать. Кьеркегор старше нее на девять лет, он умен и начитан. В юной особе его привлекает не только красота, но и незаурядный ум. Кроме того, он движим идеей «воспитать» девушку, формируя ее мировоззрение. Приносит в ее дом «нужные» книги, беседует на важные для него темы, пробуждая в Регине способность мыслить нестандартно. Они становятся единомышленниками, и их жажду общения не могут более удовлетворить иные люди: весь мир словно перестает существовать для них. Кьеркегор делает Регине предложение.

Их свадьбы ждет все высшее общество, их признают прекрасной парой, о них говорят в каждом уважаемом доме. Их свадьба станет событием, непременно так и будет... Но накануне торжества безо всяких объяснений Сёрен возвращает своей невесте кольцо со словами: «Свадьбы не будет».

Он оставил несчастную девушку наедине с болью и одиночеством, безо всяких надежд, объяснений, разговоров. Все ждут развязки, скандалов, оправданий. Но Кьеркегор молчит. Регина в недоумении ищет причину разрыва и... конечно, не находит. Перед бывшим женихом теперь закрыты двери домов высшего общества. Он до конца жизни останется для всех чудаком, соблазнителем, негодяем. Для всех, но, как это ни странно, не для нее.

До конца дней Кьеркегора Регина останется его самым частым и желанным собеседником, только теперь — в его мыслях, душе, образах, на страницах его книг. Никогда у него не будет другой женщины, никому он не скажет слов любви, никем он не будет восхищаться... Регина спустя шесть лет вышла замуж.


«... когда я прочел об этом в газете, меня словно хватил удар...», — напишет он. Для чего-то он отправит ее мужу письмо, в котором будут такие строки: «В этой жизни она будет принадлежать Вам, в историю войдет рядом со мной».


Что происходило в душе философа, простила ли его Регина, простил ли он сам себя? Все свое имущество он завещал ей. А мы, читатели, можем встречаться с Региной на страницах его произведений. «Он пожертвовал мною Богу», — напишет незадолго до своей смерти Регина Ольсен. 

Со страхом, верою и любовью приступите

Кьеркегор мешал порядку датской Церкви, он становился неудобен так же, как были неудобны его вопросы. Очень часто, пытаясь найти у Бога благ земных, мы забываем искать самого Бога — этой простой мыслью пропитана полемика философа c Церковью. Кьеркегор будет много писать о страданиях как о возможности приблизиться к Богу, в то время как в его Церкви предлагается удобное христианство, где религия должна обслуживать человека и его потребности: «Когда человек страдает и в страдании готов учиться, он постоянно узнает нечто лишь о себе самом и своем отношении к Богу, откуда становится ясно, что учат его для вечности», — напишет он в своем «Евангелии страданий».


После смерти духовника его отца, епископа Мюнстера, Кьеркегор открыто начинает обличать епископат за его «избранность». Он обвиняет свою Церковь в том, что она становится лишь социальным институтом для избранных. Его не устраивает стремление протестантских христиан жить благополучно, сыто, удобно, не борясь со злом в себе, и при этом считать себя христианами. Ему видится в этом полное противоречие тому, чему учил Христос. Весь сонм первомученников и апостолов позабыт людьми, ими позабыт смысл жизни Самого Христа. 

Впоследствии Сёрен будет отлучен от Протестантской церкви как еретик. Возможно, именно потому, что вместо строительства «сытого рая на земле» он искал живую веру, алкал и тосковал по вечности, Кьеркегор так близок нам, христианам православным.


Труды и идеи датского философа оставили заметный след в европейской и мировой культуре. Его называют «дедушкой» экзистенциализма и «крестным отцом» Достоевского. Чувствуя свою обособленность и не находя поддержки в Церкви, он все же продолжал идти... Он ушел за горизонт на сорок втором году жизни. На его могиле напишут: «Единственный».


«Стремиться вперед — значит, потерять покой, оставаться на месте — значит, потерять себя», — сказал он однажды. Он выбрал Путь.
https://www.foma.in.ua

Комментарии

  1. Спасибо Анечка за такой понятный и теплый рассказ о своей встрече с этим чудным Кьеркегором. Через твою встречу он и мне стал ближе.

    ОтветитьУдалить
  2. Я встречаюсь с философами и мыслителями как с живыми людьми. Но очевидно, что и воспринимаю их по-своему. Так что это лишь мои отношения с Кьеркегором, от объективности я далека:)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

популярные сообщения