Невыносимая легкость бытия


       Недавно моя бабушка предавалась воспоминаниям о том, как их семья проводила «субботники» — дни уборки. Такие «субботники» были и когда я была маленькой. После они утратили свою масштабность, а сейчас это и «субботником» не назвать. Мне врезалось в память подробное описание процесса стирки. Сначала замачивали бельё в воде с содой и хозяйственным мылом (воду предварительно ощелачивали золой, чтобы сделать её мягче). Потом бельё тёрли на ребристой специальной доске, после чего белое отделялось для вываривания, а цветное полоскалось в реке. Чистое бельё отжимали, вешали сушиться на натянутых во дворе верёвках, а вечером гладили тяжёлым чугунным утюгом, нагретым на печи. И это только старка белья!!!

А впереди еще гладить это самое белье, мыть полы, чистить ковры, натирать хрусталь… всего и не перечислить.
    Были субботники и в нашей семье, когда моя бабушка уже стала собственно бабушкой, а я была еще девочкой. Субботу я и любила и нет. Конечно любить дни тотальной уборки сложно. Но... Каким наслаждением было потом ходить по чистой квартире, сидеть в идеально чистой кухне и пить чай с вареньем. Бабушка меня так и приучала всегда: "Кому ж приятно убирать? думаешь мне в мой выходной день? Но ты подумай о том, что уже в обед мы будем с тобой на кухне открывать банку вишневого варенья и заваривать чай". Так говорила она, и предвкушение этого самого чая в сверкающей чистоте, еле уловимом запахе порошка и хозяйственного мыла, в этой как-будто ставшей новой словно с "картинки" квартире... Ради этого я вскакивала с постели пораньше, ведь нужно успеть к обеду все сделать. Убирать, вытирать, мыть, складывать, выгребать эти бесконечные бумажки-игрушки, что еще вчера имели какой-то смысл, а сейчас казались просто мусором, делать все это мне помогало предчувствие чистоты и чая. Пылесоса у нас не было, ну а других чудес техники тогда и быть не могло. Кроме стиральной машины отечественного производства, от которой,  бабушка уставала больше чем от ручной стирки, потому что, по ее словам  машинка эта и те кто ее делал "дураки дурацкие".


     В тот день, когда мы с бабушкой предавались воспоминаниям - ранним и более поздним,  мне тоже предстояла стирка. Забрасывание белья в машинку, выбор программы и возможность полтора часа заниматься «своими делами». Вообще, «своих дел» у меня как у всех.  "Свои дела" незаметно "вытянули" до последней минуты все эти полтора часа. Сделала ли я что-то? Пожалуй да. Не буду сгущать краски. К тому же "я" постирала! «Если ты хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай»., сказал А.П.Чехов, и как всегда понимаю, что каждое его слово в десятку.
    Глядя на свою бабушку и ее сморщенные руки, понимаю –  что-то важное уходит из нашей жизни с этим «тяжелым» трудом. Приходит время той самой невыносимой легкости бытия. В которой так же невыносимо легко строятся и рушатся отношения, жизни, судьбы...
 
p.s. Мой дорогой и близкий сердцу философ Сёрен Кьеркегор сказал: «Ты должен что-то сделать, но поскольку твои ограниченные способности не позволяют тебе облегчить что-либо ещё более, чем оно есть, то ты должен… приняться за то, чтобы что-либо затруднить».

Комментарии

популярные сообщения