С днем 200-летия, Сёрен Кьеркегор!


(Серён Кьеркегор 1813-1855)

Между нами двести лет и почти полторы тысячи километров. Я сижу на диване, пью чай и читаю его книгу. Книга раздобыта с большим трудом у знакомых букинистов. Это уже после, через  четыре  года моего с ним знакомства, вдруг станут переиздавать его отдельные труды, и переводить то, что не было переведено. А тогда, в тот вечер, я сижу гордая со своим трофеем и не замечаю, как стынет чай. Мы Встретились: я и Сёрен Кьеркегор.


 «Философские учения о жизни зачастую так же обманывают, как вывески с надписью: "Стирка белья" на толкучке. Вздумай кто явиться сюда с бельем, он будет сильно разочарован, - вывеска выставлена для продажи» - так высказался о философских учениях Сёрен Кьеркегор. На самом деле, Кьеркегора сложно назвать философом. Его в отличие от них не волновали вопросы метафизики, устройства бытия и прочие темы, что волнуют традиционно философов.  Сёрен  с детства был томим личными вопросами, которые и задавал или сам себе или своему редкому собеседнику или Богу. Предмет его  размышлений это всегда  сам человек,  его жизненные выборы, этические опоры и смысл существования.  Именно поэтому Кьеркегор это скорее мыслитель, писатель, и даже психолог-теоретик, нежели философ. Его называют дедушкой экзистенциализма, «крестным отцом» Достоевского, несостоявшимся пастором, что всю свою жизнь бунтовал против «удобного протестантского христианства». Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, Г.Марсель, М.Хайдеггер и К.Ясперс.

Читать его непросто. Тексты его сложны, многословны, метафоричны. Но что было и остается близким в нем, это, искренность его сомнений, честность перед собой в поиске ответов на вопросы, что ставит перед ним жизнь.  Несколько цитат, собранных из разных его трудов, в том числе и недавно впервые переведенного на русский язык «Евангелия страданий», возможно, помогут нашему читателю настроиться на неспешную беседу с этим  удивительным человеком.
***
Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют ту, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения.
***
Наша жизнь всегда представляет собой результат преобладающих в нас мыслей.
***
Что такое поэт? Несчастный человек, носящий в душе тяжкие муки, с устами, так созданными, что крики и стоны, прорываясь через них, звучат дивной музыкой.
***
Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем.
***
Стремиться вперед – значит потерять покой, оставаться на месте – значит потерять себя.
***
Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь тогда их можно было бы растворить бурным напором, а изнутри, и потому ничего не поделаешь!
***
Отдельный хороший поступок, отдельное великодушное решение не есть еще самоотвержение.

***
Есть в языке замечательное слово, которое, сочетаясь с самыми различными словами, никогда при этом не употребляется так, чтобы речь не шла о добре. Это слово: мужество; везде, где присутствует добро, присутствует и мужество; какими бы судьбами ни совершалось доброе, мужество всегда на его стороне; добро всегда мужественно, только зло трусливо и малодушно, и дьявол всегда трепещет.

***
Чувства гуманности и филантропические стремления распространяются все более и более. В Лейпциге образовалось общество, поставившее себе задачей: из сострадания к печальной кончине старых лошадей... есть их.

***
Человек способен научиться весьма многому, не вступая в отношения с вечным. Так, если человек в свое обучении обращен вовне, он может узнать весьма многое, но приобретая все эти знания, он может быть и оставаться сам для себя загадкой, незнакомцем. Как ветер движет могучий корабль, но ветер не понимает самого себя; как река движет мельничное колесо, но река не понимает саму себя: так может и человек совершать удивительное, приобретать многообразные знания, и однако при этом не понимать самого себя. Страдание, напротив, обращает человека вовнутрь. Если это удается, если человек не отчаивается, не сопротивляется, не ищет утопить свою беду и забыться в мирских развлечениях, в удивительном деле, во всеохватном безразличном знании, - если это удается, тогда во внутреннем человека начинается обучение.


***
Также и умный мирским умом знает много лекарств от страданий, однако все эти лекарства имеют одно печальное свойство: они, исцеляя плоть, убивают душу; также умный мирским умом знает и много средств для того, чтобы ободрить страдающего, но все эти средства имеют одно печальное свойство: они укрепляют плоть, но омрачают дух; также и умный мирским умом знает, как можно в страдании придать человеку отчаянную жизнерадостность, - но только глубокий человек в страдании обретает вечное.

Когда человек страдает и в страдании готов учиться, он постоянно узнает нечто лишь о себе самом и своем отношении к Богу, откуда становится ясно, что учат его для вечности.

***
Взвешивать одно временное и другое временное, опуская вечное, это не значит взвешивать, это значит обманываться, это значит терять время и упускать блаженства, обманываясь детскими шалостями жизни. Здесь снова обнаруживается, сколь многое заключено в этом простом слове: взвешивать. Основной смысл человеческого взвешивания - взвешивать между временным и вечным… в противном случае взвешивание, несмотря на всю многозаботливость и напускную важность, будет беспочвенным и ни о чем не говорящим. … Куда ни глянь, везде спешка, спешная работа ради житейских нужд и спешное их обсуждение – везде спешка, в которой, по-видимому, совершенно позабыто то, в чем на самом деле есть нужда. .. многие, наверное, так живут. Обманутые временным.
***
Там, где вечное, там покой; беспокойство же там, где вечного нет. Беспокойство присутствует в мире, но прежде всего беспокойство присутствует в  человеческой душе, когда в ней нет вечного, и человек может «питаться беспокойством».
***
Главное несовершенство человеческой природы состоит в том, что цели наших желаний - всегда в противоположном. Можно привести такую массу примеров, что и психологу будет над чем поломать себе голову. Так, ипохондрик особенно чуток к юмору, сластолюбец охотно говорит об идиллии, развратник о морали, скептик о религии. Да и святость постигается не иначе, как в грехе.
***
Быть вполне человеком - все-таки выше всего... У меня на ногах появились мозоли -значит шаг вперед.

Комментарии

популярные сообщения