С днем 200-летия, Сёрен Кьеркегор!
(Серён Кьеркегор 1813-1855)
Между нами двести лет и почти полторы тысячи километров. Я сижу на диване, пью чай и читаю его книгу. Книга раздобыта с большим трудом у знакомых букинистов. Это уже после, через четыре года моего с ним знакомства, вдруг станут переиздавать его отдельные труды, и переводить то, что не было переведено. А тогда, в тот вечер, я сижу гордая со своим трофеем и не замечаю, как стынет чай. Мы Встретились: я и Сёрен Кьеркегор.
«Философские учения о жизни
зачастую так же обманывают, как вывески с надписью: "Стирка белья" на
толкучке. Вздумай кто явиться сюда с бельем, он будет сильно разочарован, -
вывеска выставлена для продажи» - так высказался о философских учениях Сёрен
Кьеркегор. На самом деле, Кьеркегора сложно назвать философом.
Его в отличие от них не волновали вопросы метафизики, устройства бытия и прочие
темы, что волнуют традиционно философов. Сёрен с
детства был томим личными вопросами, которые и задавал или сам себе или своему
редкому собеседнику или Богу. Предмет его размышлений это всегда сам человек, его жизненные выборы, этические опоры и смысл
существования. Именно поэтому Кьеркегор это скорее
мыслитель, писатель, и даже психолог-теоретик, нежели философ. Его называют
дедушкой экзистенциализма, «крестным отцом» Достоевского, несостоявшимся
пастором, что всю свою жизнь бунтовал против «удобного протестантского христианства».
Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние
на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен,
А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, Г.Марсель, М.Хайдеггер и К.Ясперс.
Читать
его непросто. Тексты его сложны, многословны, метафоричны. Но что было и
остается близким в нем, это, искренность его сомнений, честность перед собой в
поиске ответов на вопросы, что ставит перед ним жизнь. Несколько цитат, собранных из разных его
трудов, в том числе и недавно впервые переведенного на русский язык «Евангелия
страданий», возможно, помогут нашему читателю настроиться на неспешную беседу с
этим удивительным человеком.
***
Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но
требуют ту, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы
выражения.
***
Наша жизнь всегда представляет собой результат преобладающих в нас
мыслей.
***
Что такое поэт? Несчастный человек, носящий в душе тяжкие муки, с
устами, так созданными, что крики и стоны, прорываясь через них, звучат дивной
музыкой.
***
Старость, как
известно, осуществляет мечты юности; пример — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем.
***
Стремиться вперед –
значит потерять покой, оставаться на месте – значит потерять себя.
***
Двери
счастья отворяются, к сожалению, не внутрь тогда их можно было бы растворить бурным
напором, а изнутри, и потому ничего не поделаешь!
***
Отдельный
хороший поступок, отдельное великодушное решение не есть еще самоотвержение.
***
Есть
в языке замечательное слово, которое, сочетаясь с самыми различными словами,
никогда при этом не употребляется так, чтобы речь не шла о добре. Это слово:
мужество; везде, где присутствует добро, присутствует и мужество; какими бы
судьбами ни совершалось доброе, мужество всегда на его стороне; добро всегда
мужественно, только зло трусливо и малодушно, и дьявол всегда трепещет.
***
Чувства
гуманности и филантропические стремления распространяются все более и более. В
Лейпциге образовалось общество, поставившее себе задачей: из сострадания к
печальной кончине старых лошадей... есть их.
***
Человек
способен научиться весьма многому, не вступая в отношения с вечным. Так, если
человек в свое обучении обращен вовне, он
может узнать весьма многое, но приобретая все эти знания, он может быть и
оставаться сам для себя загадкой, незнакомцем. Как ветер движет могучий корабль,
но ветер не понимает самого себя; как река движет мельничное колесо, но река не
понимает саму себя: так может и человек совершать удивительное, приобретать
многообразные знания, и однако при этом не понимать самого себя. Страдание,
напротив, обращает человека вовнутрь. Если
это удается, если человек не отчаивается, не сопротивляется, не ищет утопить
свою беду и забыться в мирских развлечениях, в удивительном деле, во
всеохватном безразличном знании, - если это удается, тогда во внутреннем
человека начинается обучение.
***
Также
и умный мирским умом знает много лекарств от страданий, однако все эти лекарства
имеют одно печальное свойство: они, исцеляя плоть, убивают душу; также умный
мирским умом знает и много средств для того, чтобы ободрить страдающего, но все
эти средства имеют одно печальное свойство: они укрепляют плоть, но омрачают
дух; также и умный мирским умом знает, как можно в страдании придать человеку
отчаянную жизнерадостность, - но только глубокий человек в страдании обретает
вечное.
Когда
человек страдает и в страдании готов учиться, он постоянно узнает нечто лишь о себе самом и своем отношении к Богу,
откуда становится ясно, что учат его для вечности.
***
Взвешивать
одно временное и другое временное, опуская вечное, это не значит взвешивать,
это значит обманываться, это значит терять время и упускать блаженства, обманываясь
детскими шалостями жизни. Здесь снова обнаруживается, сколь многое заключено в
этом простом слове: взвешивать. Основной смысл человеческого взвешивания -
взвешивать между временным и вечным… в противном случае взвешивание, несмотря
на всю многозаботливость и напускную важность, будет беспочвенным и ни о чем не
говорящим. … Куда ни глянь, везде спешка, спешная работа ради житейских нужд и
спешное их обсуждение – везде спешка, в которой, по-видимому, совершенно
позабыто то, в чем на самом деле есть нужда. .. многие, наверное, так живут.
Обманутые временным.
***
Там,
где вечное, там покой; беспокойство же там, где вечного нет. Беспокойство
присутствует в мире, но прежде всего беспокойство присутствует в человеческой душе, когда в ней нет вечного, и
человек может «питаться беспокойством».
***
Главное
несовершенство человеческой природы состоит в том, что цели наших желаний -
всегда в противоположном. Можно привести такую массу примеров, что и психологу
будет над чем поломать себе голову. Так, ипохондрик особенно чуток к юмору,
сластолюбец охотно говорит об идиллии, развратник о морали, скептик о религии.
Да и святость постигается не иначе, как в грехе.
***
Быть вполне человеком - все-таки выше всего... У меня на ногах появились мозоли -значит шаг вперед.
Комментарии
Отправить комментарий