С чего начинается Родина?


«С чего начинается Родина?» – вопрос в какой-то степени риторический. Предмет изучения философов, историков, педагогов, психологов. Родина растет вместе со мной – вот, что я знаю наверняка. Когда я была маленькой, моя Родина умещалась в ту самую «картинку в моем букваре». Комната и данные мне во владения полки в шкафу, письменном столе, кровать усаженная игрушками – это ли не Родина? В гостях – я словно на чужбине. Но стоит вернуться в комнату и вот она - вотчина.


 Выхожу с бабушкой в магазин. Программа серьезная: молочное в магазине, овощи на рынке, перед этим сдать стеклотару в тот самый загадочный «пункт приема стеклотары». Я любила его особенно. Там нужно было распределять посуду: баночки от сметаны, бутылки от молока, кефира, пива. Позже этот пункт закрыли. Долго не знали, что с ним делать – место неказистое.  Открывали там пивную, магазин секонд-хенд, потом еще что-то. Но кажется, ничего там так и не вышло толкового. Вот наш маршрут. Это настоящий поход – волнительный и полный приключений. Почему? Рационального, взрослого ответа на этот вопрос у меня нет. Маленькая я, маленькие шаги, огромные люди вокруг и такие же огромные дороги. Чуть позже, я освою свою улицу и близлежащие к ней, и все там будет знакомо: каждый куст, дерево, яма. Помню, как постепенно покорялись пространства.  Школьниками, мы шли пешком к мосту - путешествие, занимавшее у нас целый вечер. Особенное место для нас: там можно было, поднявшись на него, смотреть вниз на проезжающие машины. Если же смотреть вперед, то видна была трасса, ведущая к центру города. Вечером она светилась огнями и это создавало иллюзию огромного города, для меня то уж точно он был побольше Нью-Йорка. Поступление в Университет сделало мою Родину еще шире. Теперь уже моими стали центр города, площадь Ленина, городской парк, Вечный огонь, центральная библиотека. Я наслаждалась такой широтой и простором моей Родины и ощущала себя частью ее - важной и незаменимой. Идя по центру города, одна, маленькая и съеженная в душе, мое сердце выпрыгивало от счастья – я знала что я Есть и я Здесь. Дальше все стремительно стало развиваться. Центр города стал для меня местом учебы и работы, скоплением машин на дорогах и вечной проблемой с транспортом (метро в нашем городе нет). Затем как-то играючи я освоила Киев, после переехала туда жить, потом стали выпадать командировки по стране, чуть позже за ее пределы. Там, находясь далеко, я задавала себе вопрос – где моя Родина? Люблю ли я ее? Есть ли она у меня?  Может быть, у меня много Родин? И вообще, существует ли понятие Родины у человека, живущего в век глобализации и стирания всякого рода границ?

 Когда еду к маме, то еду домой, на Родину. Район на краю города. Пройтись пешком и перед тобой бесконечные поля, степи ровные как стол..  Жаль, но это только в моих воспоминаниях. Теперь на их месте, таком сакральном для меня– высотки, супермаркеты и мегамаркеты.  Там, маленькой, гуляла с бабушкой.

Есть Родина, которую мне вряд ли суждено видеть. На берегах Волги – дачный поселок. И каждый год, аккурат к первому июня меня привозили туда. Забирали в последние дни августа. Как ни крути, а четверть года, четверть детства. Из года в год. Там друзья, там влюбленность, покойная бабушка, труд в огороде, игры с товарищами. Там тоже Родина. Ведь еще живы деревья, которые мы с дедом сажали. И хотя увидеть их не суждено, я бывает, мечтаю о том, что птицы что щебечут в моем дворе, прилетели оттуда и рассказывают мне то, о чем я хотела бы знать.

В Киеве нет у меня жилплощади, но точно есть дом. По утрам, просыпаюсь под звук невидимых колокольчиков, ища их глазами: звук чистый, красивый. Думала- к психиатру пора. Оказалось - бутылки сдают. Окна выходят на пункт приема стеклотары, и начиная с шести часов утра и до восьми, наш двор наполнен звуками бряцающего стекла. А мне всё равно колокольчики звенят.  Я люблю этот дом, и скучаю по нему, когда далеко. Я уже знаю запах этого дома, а это немало.  

 Как бы не стремился мир с всеобщему чему-то, все равно «у каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы душой согреться». С годами они все дальше, но и все роднее. Не они ли и есть Родина?

Комментарии

Отправить комментарий

популярные сообщения