В хозяйстве пригодится

                                                                                                 

  Какая бесстрашная ты,
                                                                                      Кормишь дворнягу с ладошки,

   Тебя любят травы, цветы,
    Кошки.

(из песни гр."Любэ")

В  небольшой квартире Клары Ивановны мусорное ведро маленькое. Пробовали завести большое: модное, с откидной крышкой – не прижилось, пришлось отдать сыну. Клара Ивановна, гордо носила свое исчезающее из употребления имя,  данное ей отцом в честь знаменитой тезки, щедро подарившей стране праздник восьмое марта.




Минул уже шестидесятый юбилей окончания войны – но в ее доме все вещи нужные, и каждая служит удивительно долго.  Родилась и выросла Клара Ивановна в те далекие времена, когда прежде чем выбросить, вещь чинили, латали, приспосабливали в новом качестве, а каждая покупка, запланированная и тысячи раз продуманная, была долгожданной и редкой. Прежде чем отправится на свалку, вещь проживала много этапов. Придумывали как можно применить ее под что-нибудь полезное. Если же она уже не могла служить, то наступал черед дачи или родственников в деревне, где в большом доме, в хозяйстве, все пригодится. Многие такие вещи-долгожители так и хранятся где-то там, на чердаках и в чуланах, ожидая своей очереди для службы человеку. Ценным было все: ткани, каких сейчас не делают, мебель – из натурального дерева, игрушки и исписанные ровным почерком тетради -  дорогая память о былых временах.

Политика безотходного производства касалась и продуктов питания . Огрызки, объедки, те, что  привычным движением спешат в мусоропровод, у Клары Ивановны, находили применение. Поэтому мусорное ведро было, пожалуй, самой невостребованной вещью в доме. Туда выкидывалось исключительно то, что не могло никоим образом служить.  Учитывая же умения и навыки Клары Ивановны, это действительно бывало нечасто. Картофельные очистки варились вместе с большой костью – этим обедом ей есть, кого накормить. Корки хлеба привычно сохнут на подоконнике – и на них есть свой желающий.

Когда она выкладывала обеды возле мусорного бака, для своих многочисленных четвероногих друзей, мало кто оставался равнодушным. Хотелось тоже кормить этих Тузиков и Жуж.  Рядом и вмесие с ней это было почему-то не стыдно делать.  Хотелось мастерить кормушки, помогать в холодные или знойные времена тем, от кого обычно хочется пройти как можно дальше. Может оттого наш двор всегда густо населен: коты, собаки… птицы поют в любое время года. Клару Ивановну знают все голодающие питомцы, спешат за ней, лижут ей руки, провожают к подъезду. Она дает им причудливые клички, и знает их непростые семейные связи. После праздников дети хвастают «бабе Кларе»  куриными костями, припасенными для собак.  Взрослые не ругают детей за такую странную дружбу, не забывая все же читать наставления детям о блохах и глистах.  Взрослые это мы, те самые люди, что в дворняге Жучке, преданно провожающей до дверей,  привыкли видеть лишь источник болезней и заразы. А когда-то точно так же, не слушая мам, мы ели свои булки с колбасой, поглаживая собаку между ушами и давая откусить кусочек.  Сейчас  мы с завистью поглядываем из окон на пир, куда не нужно особого приглашения. На тот самый пир, где лучшая приправа – голод, а ласковое слово, способно как рукой снять все горести голодного дня.

 

Комментарии

Отправить комментарий

популярные сообщения