От улыбки хмурый день светлей
Когда младенцу улыбаются - он улыбается в ответ. Улыбка - одна из первых реакций ребенка на мир. Сначала младенец улыбается только в ответ, это его отклик на реакцию других на него. То есть: мама смотрит на младенца и не может сдержать умиления и улыбки, даже если минуту назад падала с ног от усталости, а малыш подхватывает ее улыбку и улыбается ей, заражая своей улыбкой. Происходит такой замечательный замкнутый круг: они дарят друг друг драгоценные минуты радости.
Я смотрю свои детские фотографии. Нет ни одной, где я улыбаюсь. Память не подводит.. Я помню себя с самого младенчества, первые воспоминания приходятся на возраст чуть больше года. Не только фотографии. Я не помню себя улыбающейся в принципе. Я и сейчас знаю, что стоит за взглядом девочки с этих снимков.Тревога, страх, постоянное "считывание" и сканирование окружающего мира, готовность защищаться, уходить в себя, прятаться и много думать, строить свои миры и мечтать.
Я смотрю свои детские фотографии. Нет ни одной, где я улыбаюсь. Память не подводит.. Я помню себя с самого младенчества, первые воспоминания приходятся на возраст чуть больше года. Не только фотографии. Я не помню себя улыбающейся в принципе. Я и сейчас знаю, что стоит за взглядом девочки с этих снимков.Тревога, страх, постоянное "считывание" и сканирование окружающего мира, готовность защищаться, уходить в себя, прятаться и много думать, строить свои миры и мечтать.
Во втором классе у меня появилась первая подруга. Она была полной мне противоположностью: я худющая, она кровь с молоком; я тихая, она громкая; я мечтательная и задумчивая, она - человек-действие; я - грусть, она смех. Но при этом, она говорила, что со мной не страшно, что я отважная (откуда она слово такое взяла?). А мне-то самой частенько бывало страшно. С ней я смеялась, могла расслабиться, выдохнуть.
Ее мама, через пару лет нашей дружбы, запретила нам общаться. Она сказала обо мне: "она маленький дикий волчонок, зачем тебе с ней возиться? Дружи лучше с Юлей". Потом ее мама повторила это и мне. Видимо такова была ее педагогика. Но тем не менее, дружили мы много лет, и однажды, спустя пять лет после ее увещеваний, я помогала своей подруге переживать смерть мамы, а она, в свою очередь, всегда была свидетелем моих жизненных драм.
Взрослые часто говорили мне: "улыбнись". Меня это раздражало. Я ж не кукла заводная, чтоб вот так. Тогда я не знала что им ответить. Сейчас бы я сказала: "улыбнитесь вы. Улыбайтесь чаще, а я буду этому учиться у вас, и обязательно научусь". Сейчас мне тоже иногда это говорят. Мне взрослой это говорят взрослые. Эти взрослые бывают очень улыбчивы. Но когда просят меня улыбнуться, я ощущаю в этом что-то недоброе, словно снова пытаются повернуть во мне ключик, будто я кукла. Но часто мне говорят и то, что улыбка у меня красивая, но редкая как солнце в дождливом краю в пасмурную погоду.
Что ж, во мне не выработалась такая вот простая, но как оказывается базовая привычка - улыбаться. Став студенткой, я научилась безудержно и много смеяться - благо с чувством юмора мне повезло. На самом деле я улыбалась уже тогда, в юности, улыбаюсь и сейчас, но всегда это адресно, интимно, наедине, только для того, с кем сейчас нахожусь. Друзья детей думают, что я строгая мама. И детям приходится выдавать наши шутки и детали быта, чтобы доказать обратное. С ними мне улыбаться легче, дети росли в отличие от меня улыбчивыми. Так было с момента их появления: они учили меня этому понемногу.
Близкие люди, меня не упрекают в отсутствии улыбки, хотя говорят, что лучше бы чаще и чаще. "Улыбайтесь чаще, и чаща улыбнется вам" - парирую я в ответ. За этой остротой скрывается комплекс неулыбчивости. Я бы рада, чаще, но... Но вот так, чтобы широко миру, просто за то что я есть, за то что мир есть, улыбнуться без повода, просто, потому что от улыбки хмурый день светлей... Нет. Увы... Последнее время я все чаще думаю об этом, и оказывается это вопрос совсем не из разряда мышечного усилия, это какая-то новая для меня философия жизни. 
Наверное окружающим трудно поверить, но в душе я улыбаюсь куда чаще. У меня там такие миры, что без улыбки никак не выжить. Но видимо мимика уже привыкла с годами. Мимику подчас переделать так же непросто, как и характер. Особенно когда тебе не пятнадцать, и все мышцы уже привыкли жить так, как живется. Я задаюсь вопросом - не поздно ли мне учиться улыбаться? Ну плюнуть на то, что в своем детстве я видела лица встревоженных взрослых, или выпивших и страдающих, или просто не видела лиц, так как всем жилось слишком трудно, чтобы еще и меня развлекать. Я давно уже оставила все претензии к ним, все жили как могли, могли бы лучше, конечно же жили бы лучше. Мне бы хотелось видеть их улыбающимися и радостными. Но, увы, для многих из них, уже наступило то самое "поздно". Хотя, как знать, может быть там, в других мирах, улыбка это естественное состояние души? Но мне хотелось бы успеть здесь, пока не поздно.Я все чаще говорю себе: спокойно, расслабься, мир странный конечно, но точно стоит улыбки. Иногда ироничной, иногда грустной, иногда даже саркастичной, иногда радостной и тихой. И я говорю себе, что все хорошо, даже если не сейчас и не хорошо. И я обнимаю себя, ту, с большими полными тревоги глазами. И я учу свои мышцы улыбаться. Не поздно ли? не знаю. Но другой жизни у меня не будет. А мне очень хочется. Ведь в душе я так часто улыбаюсь. А еще потому, что возможно кто-то ждет этой улыбки, чтобы улыбнуться в ответ.







Комментарии
Отправить комментарий