как-бы и Что-то

В сумке пасхи, колбаса, яйца крашенные луковой шелухой, сало, сыр. Мы едем в храм в историческую часть города. Донецку трудно похвастаться такими местами: он еще слишком молод. Историческое место Донецка это металлургический завод, вокруг которого настроены дома для рабочих. Но там действительно "старо", это та часть города, от которой начался нынешний Донецк. Там и главная, а в те времена, чуть ли не единственная, церковь в городе. В автобусе можно доспать, а проснувшись увидеть, что по-прежнему темно и пусто.

После, начинают сворачиваться и уходить. Улица ведущая к храму снова становится пустой, но идут уже следующие "с продуктами", которые встанут на наше место. На улице сереет, а трубы завода чернеют на фоне уже розового неба. Город пахнет чистотой, свежестью, началом. Мы идем с бабушкой счастливые в самый рассвет, и считаем сколько воды на меня и на нее вылито. И обе радуемся, как дети. Хочется кушать, и мы по традиции идем не домой, а к нашей родственнице, которая живет в "старом городе". У нее уже пир горой, она режет пасхи и мы на спор стукаем друг о друга крашеные яйца. В доме тепло и вкусно пахнет. Целуемся трижды. Мне не нравится, не люблю я эти условности, но мне хорошо. Садимся кушать. За окном рассвет. Впереди день, которому не видно конца.
Такие дни Пасхи были из года в год, пока я еще была под управлением бабушки. Лет в четырнадцать ездить с ней перестала, и она тоже как-то утратила свой пыл. Мы обе перестали бывать в храме и каждый погрузился в свою тьму, в свои годы, в которых не было ни Рождества ни Пасхи. Я долго не могла понять, что влекло ее, измотанную несчастливой жизнью, не верящую в счастье и радость, из года в год, вставать в свой долгожданный выходной и ехать маршрутом, номер 17, по дороге, которая вела к храму? Теперь я тебя понимаю, бабуля. Не волнуйся и не нервничай, там.
Сегодня после службы в монастыре, очередь из людей "с продуктами" была как никогда. Мы шли по этому живому коридору из вкусных запахов и зажженных свечей, а где-то на горизонте уже серело небо.
...

Пасху трудно вместить. Не знаю насколько серьезно мы понимаем, что Это. Даже те, кто читают и знают, даже те, кто выстаивает длинную службу и слышит первое "Воскресение твое Христе Спасе", или те, кто эти слова поет из алтаря. А те кто верят, понимают ли и принимают всю непостижимую глубину странного поступка Бога? Для чего нужно было все это? Страшно думать, страшно честно признаться себе, потому что вдруг воскресения не будет? Вдруг Он не воскреснет? Такой естественный и такой нужный, среди всех прочих, страх... Свой ответ страшит, вдруг подумаю не так? Зачем нужны были смерть и Воскресение? А если бы?.. Евреи же хотели, чтобы пришел всемогущий царь и навел порядок. Тоска по вот этому "прилетит вдруг волшебник" живет в нас и до сих пор (иначе было бы столько ссор вокруг, например, выборов?).
Мы все хотим рая на земле, и порядка в доме. И не хотим честности с собой, потому что она открывает пугающую своей абсолютностью свободу. Ту свободу в которой можно даже сомневаться, что Он жил среди нас, умер и Воскрес. Нам можно даже это! Все можно, и теперь живите с этим как хотите. И все эти слова что смерти нет, что ад побежден хорошо звучат, когда впереди праздничный день и много вкусного-долгожданного в корзине. Но если не натягивать улыбку и не кричать, потому что все кричат? Если прислушаться к себе и не побояться обнаружить там пустоту и недоумение? Превратиться в столб от холодного и неуютного утра, которое еще ночь.
Мы все хотим рая на земле, и порядка в доме. И не хотим честности с собой, потому что она открывает пугающую своей абсолютностью свободу. Ту свободу в которой можно даже сомневаться, что Он жил среди нас, умер и Воскрес. Нам можно даже это! Все можно, и теперь живите с этим как хотите. И все эти слова что смерти нет, что ад побежден хорошо звучат, когда впереди праздничный день и много вкусного-долгожданного в корзине. Но если не натягивать улыбку и не кричать, потому что все кричат? Если прислушаться к себе и не побояться обнаружить там пустоту и недоумение? Превратиться в столб от холодного и неуютного утра, которое еще ночь.
Встреча с Богом может быть только личной. Но как отчаянно мы от нее бежим, не позволяя себе признаться в том, что все вокруг это какое-то "как-бы". А Воскресение именно это и есть: из ничего, из ада, из черного утра (которое еще ночь), из отчаяния и отсутствия надежды и веры, из "как-бы" в Есть, из "казаться" в Быть. Воскресение начинается от затворенной пещеры, которая молчит и открывает в душе каждого свою бездну и преисподнюю. И потом возможно повезет, и станет ясно, что не нужно Его там искать. Он Воскрес и это что-то значит. Это "что-то" ценнее всех богословских споров и трактатов. Это "что-то" меняет жизнь и становится точкой отсчета. Он действительно был, умер и Воскрес - и это пугает своим масштабом, абсолютом. Если знать о Его Воскресении, то жить по-старому уже невозможно.
Спасибо Тебе, за то что дал нам это. Трудно вместить насколько Ты любишь, что можешь вот так. Хочется научиться любить также. Себя, других, жизнь, Тебя. Абсолютно честно, истинно, свободно. С Тобой можно быть абсолютно честной, и ответом на это будет только Любовь. И тогда все меняет свои смыслы. Вылитые литры ледяной воды на лицо и одежду, становятся началом пути к Рассвету. Начинаешь любить жизнь, больше чем смысл. Потому что ...
Комментарии
Отправить комментарий